Танец как инструмент детского психолога. Развитие ребенка

танцы, дети«Нейропсихология детского возраста – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Она приобретает все большую популярность для подбора методов воспитания, в связи с дефицитом психологической деятельности у детей, связанной с той или иной мозговой недостаточностью» (А.В. Семенович).

Известно, что базовые эмоции у ребенка формируются еще в утробе. Но их дальнейшее развитие, способность выражать их, справляться с ними, во многом зависит от того, что будет в дальнейшем окружать вашего ребенка, чем будет заниматься ваше чадо.

Самое удивительное то, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются и создают целостный ансамбль психической деятельности, способной адекватно реагировать на требования, которые предъявляются ребенку учителем, окружающим миром, и прежде всего социальным окружением (коллективом).

Для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса мозговых образований к его обеспечению. Формирование мозговой деятельности психических процессов происходит в «подкорке» от правого полушария к левому. Иными словами, развитие тех или иных аспектов психики ребёнка зависит от того, как развиты у него отделы головного мозга и востребованы ли они. Если мозг и его психическая деятельность НЕ ВОСТРЕБОВАНА – наблюдается искажение и торможение психики, её функциональные деформации и даже дистрофия мозга на нейронном уровне.

ВЫВОДЫ: Исследования нейро-эволюции психики ребёнка (от года до 10 лет), в пользу её связи с физическим и эмоциональным развитием, изучение человеческого мозга и вопросов развития сознания, привели учёных Калифорнийского Университета к выводу, — что развитие мозга у детей зависит не только от игры в шахматы и решения математических задач, а от его ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ!!!

Становится ясным роль физического движения и эмоционального — музыкального воспитания ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте – (спортивные танцы)!

ЧТО ТАКОЕ СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ?

ХОРЕОГРАФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ОБУЧЕНИЕ ТАНЦАМ С ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА – БЛАГОТВОРНО ВЛИЯЕТ НА ФОРМИРОВАНИЕ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА, СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ!

Процесс обучения танцам – это уникальная возможность развить творческие особенности Вашего чада, которые впоследствии могут проявиться не только в любви к спорту, но и в любви к искусству в целом, поможет правильно сориентироваться в выборе будущей профессии (дисциплинированность, целеустремлённость). Кроме того, обучение танцам дает возможность с самых первых лет жизни научить ребенка жить в социуме – учиться и общаться в коллективе, т.е. сделает ребенка более коммуникабельным, а ведь без этих навыков в современной жизни просто не обойтись!

Результат обучения танцевальному спорту — своего рода «обратная связь»: Мы работаем над развитием тела, а оно нам возвращает равновесие «Духа»!
Система упражнений в танцах развивает психофизический аппарат ученика — ведет к формированию правильной осанки, пластичности и естественной грации.
А дальше происходит закономерная связь: отточенная координация движений тела начинает влиять на разум, сознание и эмоциональный интеллект!

Способность чувствовать и распознавать эмоции других людей, эмоционально реагировать на события и оказывать поддержку окружающим – вот немногие составляющие эмоционального интеллекта.

Последние исследования наших нейрофизиологов (Анохина К.) показывают, что наибольшего успеха в жизни и работе достигают люди, у которых высокий показатель эмоционального интеллекта, а не IQ (собственный интеллект).

ТАНЕЦ – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

ТАНЕЦ – представляет собой фундаментальную форму самовыражения людей, которая развивалась совместно с музыкой, как способ рождения ритма. По сути, танец является «жестовым» языком – развивает мелкие движения кистей рук (это пригодится нам для письма). Танец имеет огромные возможности «изображать» и «подражать». Это позволяет предполагать, что танец играет роль ранней формы речи.

Исследования ученых показали, ЧТО ДВИЖЕНИЯ НОГАМИ АКТИВИЗИРУЮТ «зону БРОКА» — зона связана с произнесением речи. Была выдвинута гипотеза, что эта зона мозга «чрезвычайно важна для обучения и необходима для распространения культуры». «И еще, исполнение танца, как и повторение движений пальцами, требует, чтобы мозг в правильном порядке расположил отдельные элементы танца, подобно тому, как зона Брока позволяет нам правильно ставить друг за другом слова и фразы» (Черниговская Т.)

КАК ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ ПРОИСХОДИТ ОБУЧЕНИЕ ТАНЦУ?

Ребенок слышит рассказ о том, что он сейчас будет делать (работает ствол мозга). Ребенок видит, как он должен сделать (работает ствол мозга). Ребенок пробует двигательную программу, с которой его познакомили (работает подкорка). Потом эту программу облекли в ритм (развивается правое полушарие). Затем ритм соединили с музыкой (развивается левое полушарие).

Все это делается не изолированно, но и не одновременно, а поэтапно, вовлекая все новые и новые структуры МОЗГА в работу по созданию двигательных программ, называемых танцем. Музыка, ритм, вибрация тела активизируют все структуры головного мозга, нервную систему, в том числе и иммунологическую — (реальная польза и лечебно – профилактический эффект).

По данным медицинской школы Вашингтонского Университета, занятия танцами улучшает подвижность суставов и позвоночника, увеличивает «жизненную» энергию (снимают энергетические и психологические блоки), улучшают обмен веществ, т.е. происходит общее оздоровление организма. С помощью регулярной танцевальной практики возможно добиться ранее недоступных результатов в духовном развитии ребёнка, «успокоения ума», нервной системы (у гипер-активных детей).

РАССМОТРИМ ВСЁ ПО ПОРЯДКУ:

Мышцы. Трудно сказать, какое количество мышц не участвует в производстве танца. Мышцы ног – да. Рук – да. Спины – да. Шеи – да. Лица – да. Важно, что все они подчинены одному ритму, мелодике, замыслу и т.д. У каждого вида мышц свое представительство в мозге.

Исследователи Дартмутского колледжа подчеркивают тот факт, что обучение сложной последовательности движений активизирует моторную систему мозга, которая ответственна за планирование движения и формирование двигательного образа — (развивается образное мышление, которое пригодится будущему учёному, педагогу, юристу, и тем более артисту)!!!

Три минуты хорошего танца по энергетическим затратам соответствуют бегу на 800 метров. А эмоции только облагораживают этот достаточно напряженный физический труд.

Ствол мозга. Через него проходят проводящие пути, несущие информацию от всех внутренних органов, мышц, анализаторов. Восходящая информация активизирует кору и прямо связана с функцией внимания, памяти, воли и опосредованно – с мышлением и речью. Эти пути предназначены также для «доставки» программ, которые посылаются в обратном направлении – корой к исполнительным органам. И уже здесь происходит коррекция программ в случае их сбоя. Подыскивается оптимальный вариант, который приблизит его к норме. Ствол разделяет оба полушария, но также и объединяет их.

Кора. Является высшим отделом мозга, поэтому играет основную роль в формировании высших психических функций. Танцевальный образ, как и любой другой, создается корой и развивает ее.

Подкорка. Роль подкорки в реализации психологических функций трудно переоценить. Анатомически она чрезвычайно сложна, составлена разными структурами мозга.

Подкорка многофункциональна, поскольку она обеспечивает:

— координацию сложных двигательных актов;

— процессы ауторегуляции в организме (обмен веществ; иммунная, гормональная системы; биоритмические процессы и т.п.);

— включение подсознательных и бессознательных процессов психической деятельности.

Набор базальных ядер — скопление серого вещества. Предназначение ядра – обеспечить координацию деятельности в теле, чтобы движение было полноценным.

Самая высокоорганизованная двигательная функция – речевая.

Координация. Она обеспечивает:

— пластичность, способность изгибаться, принимать различные конфигурации;

— метричность – соразмерность движений;

— ритмичность: что бы мы ни совершали – все в ритме. Ритм – основа жизненного биополя человека.

Пластика достигается содружественным действием стриатума (полосатое ядро) и палетума (бледный шар). Полосатое ядро отвечает за микромоторику (письмо).

К примеру, Венский вальс при всем том, что это согласованная работа многих органов и структур мозга, — танец стриатума. Мелкие, чёткие, ритмизированные повороты, практически на одном уровне над полом. Партнеры кружатся вокруг своей оси и по залу. Поскольку ритм очень быстрый, необходимо полное взаимопонимание партнеров, немалое количество тренировок, чтобы каждый из партнеров нашел свою правильную позу, идеальную точку равновесия (выработка навыка).

Медленный вальс, или вальс-бостон, — это танец палетума. Медленный и очень красивый танец. В нем качающие движения вперед и назад перемежаются с кружением, но для достойного его исполнения еще необходимо овладеть спуском и подъемом, которые помогают удлинить шаг и придать танцу необычайную выразительность. Здесь используются движения с большой амплитудой.

МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ,

ЧТО ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ СВОЕОБРАЗНОЙ НЕЙРОРЕАБИТАЦИЕЙ ПОСЛЕ ТРУДНОГО УЧЕБНОГО ДНЯ.

Приучение к ситуацииОт занятия к занятию ребёнок приучается к ситуации. Так рождается механизм привыкания к трудностям. Тренинг – основа пластичности.

Реальная польза — увернуться от опасности.

Нужно с детства заботиться о пластичности. Важна и эстетика: танцуешь красиво – ходишь красиво — сидишь прямо (красиво).

МозжечокОбеспечивает тактику движений. Он является своего рода дирижером, наблюдающим за информацией, поступающей от различных областей мозга, и помогающей согласовывать выполняемые действия. Ритм и темп в музыке во время танца стимулирует таламус в головном мозге.

ТаламусТаламус и гипоталамус составляют общий деятельный комплекс. Он предназначен для адаптации основных процессов внутренней среды к условиям внешнего мира. Этот комплекс осуществляет гомеостаз – равновесие внутренней и внешней среды организма. К гипоталамусу примыкает главная гормональная железа – гипофиз. Он также участвует в регуляции вегетативной нервной системы (кровообращения, дыхания, сердцебиения, обменных процессов и т.п.).

По мнению нейрофизиолога (Н.А.Бернштейна), функциональная активность этой области мозга поддерживается простейшими равномерно повторяющимися ритмическими раздражающими импульсами. К ним относятся: дыхание, сердцебиение, перестальтика кишечника, кровеносных сосудов, ползание, ходьба, бег.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *