Если посмотреть на танцы с точки зрения социальной психологии, танец хранит в себе массу важной и ценной информации о человеке, о его индивидуальных особенностях, о его взаимодействии с внешним миром. Индивидуальные особенности человека прослеживаются, прежде всего, в манере исполнения, в подаче танца. Этот невероятный объем информации воспринимается и оценивается на бессознательном уровне. К примеру, танец может быть по своим первоначальным характеристикам подвижным, завораживающим, динамичным и потрясающим воображение. Однако если исполнен он вяло, безынициативно и довольно посредственно, то нам думается, что данный танцор не подходит для такого танца, в нем нет тех характеристик, которые требует ситуация. И наоборот, есть люди, которым удается «надеть на себя» любой образ, который будет сидеть на нем как с иголочки. Это случай когнитивно сложного человека с очень богатым внутренним миром и представлениями о нем, это может быть и о жизненном опыте. Индивидуальные особенности человека, помимо всего прочего, включают также коммуникативные способности. Психологи выделяют несколько способов изучения их у конкретного человека. Это можно сделать с помощью тестов, направленных на изучение уровня коммуникации индивида в окружающем мире, можно пронаблюдать за его поведением (например, в ситуации общения), можно провести эксперимент. А можно просто посмотреть, как человек танцует, двигается под музыку в неформальных условиях, в расслабленном состоянии на вечеринке или на праздновании юбилея тещи, к примеру. Коммуникативные способности красиво и хорошо танцующего человека будут значительно отличаться от коммуникативных способностей того, кто стоит у стеночки, мнется и не решается пригласить даму на медленный танец. В танце проявляется открытость внешнему миру, экстравертные установки в жизни, стремление к новизне. Но это далеко не все.
Настроение и внутренний эмоциональный фон также находит свое отражение в танце.
Все вышеописанное можно использовать в оценивании человека по тем или иным параметрам, а также в методиках коррекции, на основе того, что психическое, физическое и эмоциональное – это три стороны одного целого, все они между собой взаимосвязаны. И через одну сторону всегда можно повлиять на две другие. Например, если научить человека красиво и гармонично танцевать (физический аспект), можно повысить самооценку (психологический аспект) и улучшить настроение (эмоциональный аспект). Этим успешно владеет арт-терапия. Психологи прекрасно понимают, что эмоциональную окраску человеческих переживаний можно увидеть в танце как в проявлении бессознательного. То есть человек выплескивает свое состояние через танец. В результате у него изменяется физическое состояние, происходит выброс адреналина в кровь, появляется усталость в теле и удовлетворение и покой в душе. Его больше не тревожит проблемная ситуация, снимается стресс. Происходит проигрывание ситуации на другом уровне, после чего просто меняется отношение к ней.
Теперь непосредственно коснемся того, как происходит коммуникация через танец. Танец, как художественное произведение, состоит из трех частей. Первая часть представляет собой то, что мы привыкли называть началом или вступлением. Здесь задается тон дальнейшему действию, и зритель начинает постепенно понимать, в каком ключе оно будет разворачиваться. Уже с первых секунд улавливается эмоциональная нагрузка действия. Постепенно первая часть уступает место второй, основной по событиям и большей по объему. На этом этапе становится понятным основной смысл танца, идея, «о чем эта история». Действия, разворачивающиеся во второй части, как правило, достигают пика развития, кульминации. После чего начинается спад событий или угасание, которое в свою очередь может быть плавным и медленным, что создает законченный образ в памяти, а может быть стремительным и быстрым, и тогда нам кажется, что картина не доведена до логического конца и в ней отсутствует последняя часть. Данная схема построения танца имеет место всегда, будь то действие, насыщенное событиями, или же просто выплеск эмоций.
Однако стоит отметить, что танец подразумевает под собой не только внутренние переживания индивида. В нем мы можем увидеть нечто большее. Традиции, установки, схемы поведения, столетиями складывающиеся из коллективного бессознательного, всегда запечатлены в народных танцах. В современных танцевальных постановках эти традиции не бросаются в глаза, они несколько завуалированы, зато налицо огромный труд, тяжелая физическая работа и, конечно же, дух времени. От того, что нам показывают по телевизору (из современных танцев), веет агрессивностью, импульсивностью, напором, — все это на фоне очень быстрой, ритмичной музыки. Но это не означает, что в современных танцевальных образах нет пластики, гармонии и последовательности. И то, и другое имеет место в равной степени в современном искусстве. Но когда негатива становится чуть больше обычного, это бросается в глаза. Поэтому можно предположить, что танец является отражением той эпохи, в которую он рождается. Язык танца, как и язык жестов, универсален. Конечно, существуют определенные жесты, которые адекватно воспринимаются только в той среде, откуда они родом. Это могут быть как возрастные или профессиональные рамки, так и этнические. Однако существуют и такие жесты, которые понятны в любом обществе. Например, опущенная вниз голова и плечи говорит о подавленности или о тоске и грусти. В любом случае человек сразу поймет, что кому-то плохо. Поэтому, говоря о восприятии танца, можно говорить об универсализме его языка.
Вообще любой танцевальный образ очень выразителен и понятен если не до конца, то хотя бы частично любому человеку. И речь идет не только о языке танца, но и о его внутренней динамике. Танец является своего рода символом, который несет в себе идейный смысл и важные сущностные характеристики.