Сказкотерапия

сказкотерапияОсновная цель сказкотерапии состоит в гармонизации психического состояния личности через развитие способности самопознания и самовыражения. Ценность применения данного метода словесного творчества в целях терапевтического воздействия состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, обиду, ненависть, радость, злость страх, и многое другое. Методика сказкотерапии основана на убеждении, что содержание внутреннего «Я» человека отражается в фантазийных образах всякий раз, когда он читает, слушает, воспринимает или сам сочиняет сказочные образы и события, в ходе чего происходит уравновешивание состояния психики. В сказкотерапии, по определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, «используются разнообразные жанры: басни, притчи, былины, легенды, сказки, мифы, анекдоты. Свое применение находят и современные жанры: любовные романы, детективы и фэнтэзи.

Каждому клиенту индивидуально подбирается соответствующий его интересам жанр». Главным средством психологического воздействия, по мнению И.В. Вачкова, в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Ценность метафоры, по его мнению, «состоит в глубинном несении информации о том, что происходит с человеком на разных этапах его жизни, какие препятствия и трудности можно встретить в жизни и как с ними позитивно и продуктивно справляться, как научиться приобретать и ценить любовь и дружбу, как грамотно и гармонично выстраивать отношения с родителями и детьми и др». Но для того чтобы история или сказка не была бесполезна, а обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных требования и правил ее создания. Во-первых, сказка должна быть в чем-то идентична проблеме человека, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Во-вторых, сказка должна предлагать замещающий, позитивный опыт, используя который ребенок может сделать новый, правильный выбор при решении своей проблемы.

Таким образом, сказки оказывают мягкое, благоприятное влияние на ценностные ориентации человека, на его социальные установки и способы поведения. Они помогают «заменить» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и социально одобряемый. Потому что герои сказки всегда извлекают уроки из своих поступков и действий. Вследствие чего их жизни радикально изменяются. Основными показаниями для проведения данного направления профилактической деятельности являются межличностные конфликты, трудности эмоционального развития, импульсивность, неустойчивость эмоциональных реакций, повышенная тревожность. Этот метод подходит, как для детей, так и для взрослых.